Медицинские услуги – довольно специфичный род услуг. Кажется, что не обладающий специальными знаниями человек не может понять, что услуга была оказана некачественно. Однако все не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Содержание статьи:
- Как определить качество оказания медицинских услуг?
- Куда писать жалобу на некачественные медицинские услуги?
- Как составить жалобу на некачественно оказанную медицинскую услугу?
- Претензия на оказание платных медуслуг
- Иск о некачественном оказании медицинских услуг
- Материальный и моральный вред за некачественные медицинские услуги
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите прав пациента в Екатеринбурге поможет, когда оказаны некачественные медицинские услуги. Звоните в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург и задайте Ваш вопрос нашему адвокату уже сегодня
Как определить качество оказания медицинских услуг?
Качество медицинской услуги — это соответствие ее нормативным требованиям. Дело в том, что законодательство в сфере здравоохранения устанавливает стандарты и порядки оказания медицинских услуг. Данные стандарты и порядки обязаны соблюдать все медицинские организации.
Качество медицинской услуги может быть установлено страховой медицинской организацией, Росздравнадзором. Кроме того, в случае споров о качестве медицинской услуги и последствиях некачественной медицинской помощи, окончательное решение может быть принято судом.
Самостоятельно определить качество медицинской услуги достаточно сложно. Однако существуют некоторые ориентиры:
- если медицинская помощь оказывалась по полису, должно быть соблюдено время на ожидание медицинской помощи с момента обращения в организацию (в зависимости от вида медицинской помощи)
- должна соблюдаться программа государственных гарантий на оказания бесплатной медицинской помощи населению
- если результат медицинского вмешательства отличается от обычных (наступили осложнения), это может указывать на некачественную мед. помощь. Те же признаки качества, за исключением соблюдения гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, применяются и к платным медицинским услугам.
НА ЗАМЕТКУ: Некачественной медицинская помощь является и в случае, если оказывается врачом без соответствующего сертификата, или медицинской организацией без соответствующей лицензии на оказание медицинских услуг определенного вида.
Куда писать жалобу на некачественные медицинские услуги?
Качество медицинской помощи в сфере ОМС ( по полису) контролируется и оценивается страховыми медицинскими организациями. Контакты такой организации находятся непосредственно на полисе обязательного медицинского страхования у каждого гражданина.
Кроме того, те же полномочия по контролю за оказываемой медицинскими организациями помощью имеет Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и его территориальные отделения (ТФОМС).
Росздравнадзор – специальная служба, созданная в структуре Министерства здравоохранения, имеет специальные полномочия по надзору в сфере здравоохранения (подробнее о составлении жалобы в Росздравнадзор по сссылке). Кроме того, Росздравнадзор является органом, лицензирующим деятельность медицинской организации.
Таким образом, направить жалобу можно:
- В страховую организацию, выдавшую полис
- В фонд ОМС
- В Росздравнадзор
- В Министерство здравоохранения РФ
- Иные организация, которые считаете так или иначе способны помочь в сложившейся проблеме (прокуратура, Губернатор субъекта РФ, Президент РФ и т.д.)
Как составить жалобу на некачественно оказанную медицинскую услугу?
- Начало обращения. Жалоба должна содержать «шапку» с указанием адресата (наименование и адрес, ФИО должностного лица), отправителя (собственные ФИО и адрес местонахождения).
- В средней части текста жалобы необходимо кратко и четко описать произошедшее: время, место получения медицинской услуги и причины, по которым вы считаете полученную медицинскую услугу некачественной (несоответствие стандартам, несоответствие программе гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, длительное время ожидания или наступление необычных последствий и так далее). Текст жалобы составляется в свободной форме. Собственные доводы можно подкрепить ссылкой на нормативные акты.
- В окончательной просительной части жалобы необходимо указать требования, соответствующие полномочиям адресата. К примеру, ТФОМС и страховые медицинские организации вправе провести проверку объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи, сделать определенные выводы, оформить их в протокол и направить обратившемуся.
Полномочия Росздравнадора состоят в контроле за обращением медицинских препаратов и изделий, контроле качества и безопасности медицинской деятельности.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео с дополнительными советами адвоката по составлению жалобы
Претензия на оказание медуслуг
Претензия на некачественное оказание медицинских услуг составляется непосредственное в медицинскую организацию. Претензия может быть составлена как в случае получения медицинской помощи бесплатно, так и в случае получения платной медицинской услуги.
Претензия потребителя медицинской услуги или пациента, получившего помощь по полису моет быть составлена как в целях урегулирования конфликта, так и в целях попытки досудебного урегулирования спора.
На практике, претензии составляются потребителями платных медицинских услуг в целях возврата денег и компенсации причиненного некачественной медицинской помощью вреда.
Претензия составляется так же, как и жалоба. Отличается данный вид обращения тем, что адресатом является сама организация, оказавшая услугу, а среди требований претензий фигурируют чаще всего требования гражданско-правового характера, предъявляемые в порядке Закона РФ «О защите прав потребителя»
ПОЛЕЗНО: полный материал по составлению претензии на некачественные медицинские услуги читайте по ссылке
Иск о некачественном оказании медицинских услуг
Исковое заявление о некачественном оказании медицинских услуг инициирует гражданский процесс. Подсудность таких дел – по месту нахождения истца. Госпошлину платить не нужно.
Требования искового заявления о некачественном оказании медицинских услуг сводятся к взысканию:
- суммы, уплаченной по договору за платные медицинские услуги
- компенсации морального вреда, причиненного некачественной медицинской помощью
- компенсации материального вреда ( к примеру, в случае, когда пациент понес или должен понести траты на устранение последствий некачественной медицинской помощь, сделать операцию, купить медикаменты)
- взысканию потребительского штрафа за отказ удовлетворения законных требований потребителя в досудебном порядке
В содержании иска необходимо указать не только события, ставшие причиной требования, но и нормативное обоснование возникших требований. К примеру, стандарты и порядки оказания медицинской помощи в совокупности с нормами потребительского законодательства.
Кроме того, рассмотрение таких дел не обходится учета выводов страховых медицинских организаций и независимых экспертов, судебно-медицинской экспертизы.
Поданное исковое заявление принимается в производство судьи в течении пяти дней. В последствии суд выносит постановление о подготовке дела к рассмотрению, в рамках которого может проводится предварительное судебное заседание.
Обязательным приложением к исковому заявлению должен стать расчет цены иска – взыскиваемая денежная сумма.
ПОЛЕЗНО: закажите составление иска в суд у нашего адвоката, а также смотрите дополнительные советы по написанию заявления в нашем видео с канала YouTube
Материальный и моральный вред за некачественные медицинские услуги
Некачественная медицинская услуга, в зависимости от ее последствий, может явиться причиной возникновения вреда – морального или материального.
Под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания – физическая боль и переживания, вызванные некачественной медицинской услугой или ее последствиями.
Материальный вред – дополнительные расходы, которые понес или должен понести гражданин на устранение последствий некачественной медицинской услуги.
Вред должен иметь непосредственную связь с некачественной медицинской услугой.
Помощь адвоката по некачественной медицинской услуги в Екатеринбурге
Споры с медицинскими организациями, как правило, требуют большого количества специальных знаний и навыков. Кроме того, оказание медицинской помощи являются личным вопросом, и граждане часто стремятся не участвовать лично в судебных заседаниях. Наш медицинский адвокат имеет большой опыт разрешения разногласий пациентов с медиками, взыскании морального и материального вреда.
Отзыв о работе по иску в суд с нашим адвокатом
Доверитель — Куликова Наталья Владимировна:
© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"