Самым распространенным случаем возникновения конфликта между застройщиком и заказчиком после приемки квартиры является наличие дефектов отделки квартиры. Как показывает практика, застройщик не спешит устранить недостатки отделки квартиры. Возникают так же ситуации, когда заказчик недоволен выполненным объемом отделочных работ в квартире.
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите прав дольщиков разъяснит, что делать при некачественном ремонте застройщика. Звоните в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург и задайте Ваш вопрос нашему адвокату уже сегодня
Какая чистовая или черновая отделка должна быть?
Законодательство не содержит понятий чистовой или черновой отделки. Потому не существует правил, устанавливающих обязательное наличие чистовой или черновой отделки.
ГОСТ Р 58033-2017 (введен в действие на территории РФ 01.08.2018) «Здания и сооружения» не является нормативно-правовым актом, но устанавливает общие определения. Под чистовой отделкой, в соответствии с ГОСТ, подразумевается окончательная отделка: обои, чистые полы, полный комплект работающей сантехники, электрики и внутренней столярки). Определение черновой отделки отсутствует.
В любом случае, конечный вид квартиры, купленной у застройщика, определяется соглашением с ним (договором), проектной документацией на объект капитального строительства.
Так, договор долевого участия регулируется федеральным законом № 214 от 30 декабря 2014 года. Закон предусматривает передачу застройщиком заказчику объекта, соответствующего условиям договора и проектной документации. Кроме того, квартира в новостройке должна соответствовать обязательным требованиям, к которым относятся требования технических и градостроительных регламентов.
Проектно-сметная документация работ застройщика по внутренней отделке может содержать указание на то, что работы являются рекомендательными, а их стоимость может быть не включена в договор с заказчиком. Полный объем работ, цена договора с застройщиком определяются на основании проектно-сметной документации, но не обязательно подразумевают весь перечень.
Что делать при некачественном ремонте от застройщика?
Договор купли-продажи, долевого участия или иное соглашение, на основании которого гражданин становится собственником квартиры в новостройке, содержит условия о качестве работ и ответственность сторон за ненадлежащее исполнения договора.
Качество ремонта от застройщика определяется техническим заданием, являющимся приложением к договору, а также требованиями законодательства РФ, ГОСТами, СНиПами, СП, техническими и градостроительными регламентами.
Свод правил, устанавливающих качество работ, закреплен Постановлением Правительства от 26.12.2014 № 1521. Технический регламент безопасности зданий (N 384-ФЗ) устанавливает, что перечень стандартов и правил утверждается именно в таком порядке (Постановлением Правительства).
Нормативно-техническая документация может устанавливать дополнительные требования к качеству работ.
В случае нарушение требований к качеству отделки квартиры застройщиком необходимо предпринимать активные действия, не дожидаясь окончания гарантии.
Покупатель квартиры в новостройке или участник долевого строительства при обнаружениях несоответствия отделки требованиям к ее качеству, может:
- Направить претензию в письменной форме. Претензия должна содержать требования об исправлении недостатков отделки, указание на ненадлежащее качество отделки, выявленные дефекты.
- Предъявить иск в суд. Несмотря на то, что оба варианта действий могут быть реализованы, традиционно первым шагом является претензионное общение с застройщиком.
ПОЛЕЗНО: читайте, как выиграть спор с застройщиком с помощью адвоката
Можно ли заставить застройщика исправить недостатки ремонта?
Исправление недостатков ремонта является стандартным условием гарантийных обязательств застройщика. Кроме того, исправление недостатков как вид ответственности продавца, исполнителя закреплен законодательством о защите прав потребителей. Этот же вид ответственности предусмотрен в соответствии с законом о долевом строительстве.
Гарантийный срок на работы не может быть менее пяти лет.
Стоит учитывать, что работы по исправлению недостатков отделки могут не содержать условий о исправлении недостатков технологического или инженерного оборудования в квартире.
Гарантийный срок на техническое и инженерное оборудование устанавливает отдельно, и составляется не менее 3 лет.
Срок исправления застройщиком недостатков определяется законом как «разумный».
Кроме того, часто необходимо квалифицированное выявление дефектов отделки, т. к. застройщики не спешат устранять последствия допущенных при отделке огрех.
Закон о защите прав потребителей, применимый в данной ситуации, устанавливает 45-дневный срок на устранение недостатков.
Претензия на некачественную черновую или чистовую отделку в новостройке
Претензия традиционно является первым шагом в борьбе за восстановление потребительских прав.
Некачественная отделка купленной квартире в новостройке обнаруживается не сразу.
При обнаружении недостатков, потребитель вправе:
- Зафиксировать обнаруженные недостатки, заручиться заключением специалистов, обнаруженные недостатки и устранить их за свой счет. Претензия, в таком случае, должна содержать требования об уменьшении цены договора или возмещении затрат.
- Обратиться с претензией, требования которой сводятся к устранению обнаруженных недостатков.
- Претензия должна быть вручена лично с отметкой о получении, или отправлена почтой по адресу, указанному в договоре.
- Если застройщик отказывается устранять недостатки заручиться мнением эксперта о происхождении и характере недостатков, и обратиться с иском в суд.
Полезно: как составить претензию смотрите в видео прямо сейчас
Как отсудить деньги у застройщика за некачественный ремонт?
Чтобы отсудить деньги у застройщика, допустившем отделку квартиры ненадлежащего качества, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением.
Иск должен содержать соответствующее требование о денежном возмещении убытков потребителя.
Сумма исковых требований в такой ситуации складывается из:
- Суммы, потраченной заказчиком/потребителем на устранение недостатков
- Суммы убытков, которые были причинены некачественным ремонтом. Это могут быть убытки, связанный с вынужденной арендой жилья на срок устранения недостатков, иные убытки.
- Суммы морального вреда.
Потребительского штрафа в размере 50% от суммы всех требований, на уплаты которого может рассчитывать потребитель, законные требования которого не были удовлетворены застройщиком в претензионном порядке.
Случаи спора с застройщиком по поводу качества отделки и объема отделочных работ требуют изучения большого количества документации. Не теряйте драгоценное время, ведь гарантийные сроки начинают исчисляться с момента передачи квартиры заказчику. Обращайтесь за консультацией адвоката уже сегодня.
Отзыв о работе по иску в суд с нашим адвокатом
Доверитель — Куликова Наталья Владимировна:
© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"