В случае, когда ваша организация заключила сделку с фирмой, которая признана недобросовестной, стоит готовиться к налоговым проверкам на предмет получения неправомерной налоговой выгоды. Несмотря на то что бремя доказывания законом возложено на налоговой орган, в интересах вашей организации подтвердить реальность сделки самостоятельно.
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по налоговым спорам разъяснит все признаки реальности осуществления экономической деятельности, поможет доказать реальность сделки налоговой: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург и задайте Ваш вопрос нашему адвокату уже сегодня
Как доказать реальность сделки?
Это можно сделать путем предоставления в налоговый орган следующих документов:
- данных (в бумажном или электронном виде) вашей предварительной проверки будущего партнера. Это может быть как информация, полученная из открытых источников (сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, сервиса ФНС «Прозрачный бизнес»), так и из документов, предоставленных самим контрагентом (не только учредительных, но и доказывающих наличие материально-технической базы, необходимой для оказания той или иной услуги);
- первичных платежных документов (товарные накладные, акты выполненных работ или оказанных услуг, счета-фактуры, счета на оплату, технические заявки и др.);
- выписок из банка, подтверждающих движение денежных средств по счетам сторон договора. Данные выписки как правило предоставляются при сверке расчетов и закрытии сделок, из которых можно почерпнуть достаточное количество нужной информации (на пример, что оплата по договору действительно была получена контрагентом, по счету были проведены и иные операции, с другими организациями).
- заключения эксперта. Действующим законодательством разрешено налогоплательщику самостоятельно проводить экспертизу, проведение которой особенно уместно в случае предъявления налоговым органом обвинения в завышении расходов. Необходимо отметить, что это весьма затратный способ, однако в случае вынесения судом решения в вашу пользу расходы возместит ФНС;
- документов, проясняющих дальнейшую судьбу предмета сделки (на пример, если вы используете в своем производстве приобретенную по договору продукцию вам необходимо иметь соответствующие документы на отпуск материалов в производство; если продали продукцию третьим лицам-то накладные и договоры, по которым производилась дальнейшая отгрузка товаров).
ПОЛЕЗНО: читайте, как подготовиться к налоговой проверке правильно по ссылке
Если дело доходит до судебного разбирательства, то особенно уместно будет предоставление свидетельских показаний. В ходе судебного заседания следует подать ходатайство о заслушивании свидетеля, отмечая в нем, какие обстоятельства по рассматриваемому делу он может прояснить (на пример, показания водителя о транспортировке вашего груза.). Чем больше вы сможете предоставить свидетельских показаний, тем лучше для вас.
Документы, подтверждающие реальность сделки
Доказать реальность сделки можно с помощью следующих документов:
- документы о должной осмотрительности, к которым относятся: переписка с контрагентом по запросу документов, выписка из ЕГРЮЛ, устав организации-партнера, ИНН и документы, касающиеся постановки на учет, доверенность с правом подписи, бухотчетность контрагента, служебные записки о поиске партнера,
- договорные документы, а именно: договор, в котором четко прописаны условия, спецификации к договору, графики выполнения работ, калькуляции стоимости работ
- документы об исполнении обязательств: акты о выполнении работ, отчеты о выполнении этапов, журналы учета работ, акты приема-передачи материальных ценностей, табели учета рабочего времени
- дополнительные документы, к которым могут относится: журналы пропусков на территорию, документы об инструктажах о технике безопасности
По иным договорам реальность сделки может быть подтверждена аналогичными документами, которые будут касаться, например, оказания услуг.
Что не подтвердит реальности сделки для ИФНС?
У ИФНС могут возникнуть сомнения по поводу реальности сделки, в связи со следующими обстоятельствами:
- если контрагент является непрозрачным, то есть использует массовый адрес регистрации, имеются номинальные учредители, нет признаков реальной деятельности контрагента
- если имеются хронологические несоответствия, а именно: нелогичные сроки поставки относительно объема товара, в транспортных документах нет подтверждения движения товара, в датах и сроках исполнения обязательств имеются расхождения
- отсутствует деловая активность, то есть по сделке нет электронной переписки, отсутствуют платежные подтверждения, о перевозке и хранении нет документов
- при формальном подходе, когда имеются только базовые документы, нет подтверждающих материалов, переговоры и согласования не зафиксированы
- если есть признаки фиктивности, такие как, отсутствие проверки контрагента перед сделкой, заинтересованность сторон, если сделка была заключена слишком быстро, первичная документация оформлена неграмотно
- если имеются ресурсные несоответствия, а именно: нет необходимых сертификатов и лицензий, для исполнения обязательств недостаточное количество ресурсов, излишняя лояльность в отношении контрагента
Следует подчеркнуть, что целесообразнее и эффективнее не собирать доказательства по факту налоговых требований, а иметь их в наличии всегда и по любой сделке, особенно по крупным и сделкам с большой степенью риска. Наш адвокат специализирующийся по налоговым делам в Екатеринбурге поможет Вам подготовиться и выдержать любую проверку.
Отзыв по сопровождению бизнеса с нами
Доверитель — Коржов Даниил Сергеевич:
© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"


