Невозможно быть профессионалом во всех сферах, особенно, если это связано с бизнесом. Часто бизнес предпочитает пользоваться консалтинговыми услугами, то есть получать профессиональные консультационные услуги. При оказании консалтинговых услуг могут возникнуть споры. В настоящем материале разберем вопросы, связанные со спорами в консалтинге.
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по гражданским делам поможет Вам. Звоните в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург и задайте Ваш вопрос нашему адвокату уже сегодня
Когда возникают споры по консалтинговым услугам?
Споры по консалтинговым услугам могут возникнуть в следующих ситуациях:
- если консультационные услуги оказаны не того качества, на которое рассчитывал заказчик. В данном случае оценивается профессионализм исполнителя
- если не достигнут желаемый результат, если это еще и привело к убыткам заказчика. В данном случае исполнитель обязан обеспечить полезность своих действий
- если консультантом допущены профессиональные ошибки, которые привели к негативным последствиям для бизнеса заказчика. Это могут быть, например, неправильные налоговые консультации
- при нарушении условий договора, заключающиеся в невыполнении обязательств в срок, низкое качество предоставленных рекомендаций
- при возникновении финансовых разногласий, которые могут выражаться в необоснованно высокой стоимости услуг, взыскании убытков при некачественном консультировании
Критерии возникновения спора могут быть следующие:
- отсутствие эффекта от консультаций, который ожидался
- доказанная связь между действиями консультанта и убытками заказчика
- если оказанные услуги не соответствуют стандартам профессионального сообщества
- нарушение разумных ожиданий заказчика о сотрудничества
ВНИМАНИЕ: читайте также на нашем сайте про ненадлежащее оказание услуг, подписывайтесь на канал
Претензия по консультационным услугам
Претензию по консультационным услугам лучше оформлять в письменном виде, чтобы данный факт был зафиксирован на случай разрешения спора в суде.
Указанная претензия оформляется в свободной форме. При подготовке претензии рекомендуем указать в ней следующую информацию:
- наименование или ФИО лица, оказавшего консультационные услуги, адрес, ИНН
- сведения о заказчике, то есть наименование, адрес, ИНН, телефон
- название документа – претензия
- в тексте претензии указывается ссылка на заключенный договор, на условия договора об обязанностях консультанта, консалтингового агентства, на допущенные нарушения. Не лишним будет привести правовое обоснование
- в просительной части претензии заказчик указывает свои требования
- если к претензии будут прикладываться копии документов, то их стоит перечислить в приложении
- претензия должна быть подписана уполномоченным лицом
Со стороны лица, оказавшего консультационные услуги, также могут возникнуть претензии к заказчику. Претензия к заказчику оформляется аналогично вышеприведенному алгоритму.
ПОЛЕЗНО: читайте также на нашем сайте про правила подготовки к суду, подписывайтесь на канал
Куда жаловаться на консалтинговое агентство?
На консалтинговое агентство можно подать жалобу:
- в само консалтинговое агентство. В данном случае направляется претензия
- в федеральную службу по надзору. Если нарушены права потребителя, тогда жалоба подается в Роспотребнадзор, а если нарушено конкурентное законодательства, тогда в антимонопольную службу
- в профессиональное объединение, к которым относятся СРО, профессиональные ассоциации консультантов
- в прокуратуру. Обращение в данный орган зависит от обстоятельств дела, не всегда есть основания обращаться с жалобой в данный орган
- обратиться в суд. В суд, как правило, обращаются с иском
Таким образом, в отдельных случаях лицо может обратиться непосредственно с жалобой на консалтинговое агентство, а в остальных случаях это будет либо попытка мирно урегулировать спор через предъявление претензий, либо непосредственно разрешение спора в суде.
ИНТЕРЕСНО: читайте также на нашем сайте про порядок досудебного урегулирования, подписывайтесь на канал
Как выиграть суд по консультационным услугам?
Победа в суде по консультационным услугам зависит от обстоятельств дела, в чем заключаются нарушения исполнителя, что предъявляется заказчиком. Каждый случаи индивидуален.
Общие практические рекомендации будут следующие:
- соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, путем направления письменных претензий и сохранения информации о получении претензий исполнителем. Все устные договоренности фиксировать письменно
- сохранять все оригиналы документов и письменную переписку, предоставив копии этих документов суду
- в суде необходимо доказать те обстоятельства, на которые ссылается заказчик. Например, непрофессионализм исполнителя, оказавшего консультационные услуги, можно доказать отсутствием необходимых знаний, нарушением стандартов профессиональной деятельности
- к суду подготовить экспертное заключение о качестве услуг
- в суде следует занимать активную позицию, обосновывая свои требования, на отзывы исполнителя готовить и предоставлять суду письменные возражения. Также при необходимости стоит просить суд допросить свидетелей, назначить судебную экспертизу.
Типичными ошибками являются недооценка важности документального оформления, отсутствие экспертного заключения, неправильное определение причинно-следственной связи между убытками и действиями консультанта.
ВАЖНО: читайте также на нашем сайте, как подать жалобу, подписывайтесь на канал
Как доказать отсутствие качества консалтинга?
Лицо, оказывающее консультационные услуги, несет ответственность за полезность своих действий. При рассмотрении спора судом, устанавливается, проявил ли консультант профессионализм и заботливость, соответствующую действиям разумного специалиста в конкретной ситуации.
Отсутствие качества консалтинга можно доказать с помощью:
- документальных доказательств, к которым будет относиться договор с условиями и требованиями по качеству услуг, акты выполненных работ, техническая документация и отчеты консультанта, переписка между сторонами, иные документы
- фактических доказательств в виде отсутствия достижения заявленных целей консультирования, ухудшение положения заказчика после консультирования, наличие профессиональных ошибок в рекомендациях, несоответствие действий консультанта стандартам отрасли
Для доказывания отсутствия качества консалтинга рекомендуем:
- собрать все документы по делу
- все рекомендации, которые давал консультант, зафиксировать
- задокументировать все последствия от выполнения рекомендаций консультанта
- обратиться за экспертным заключением о качестве предоставленных услуг
- рассчитать и оформить письменно понесенные убытки
ВНИМАНИЕ: читайте также на нашем сайте про некачественное оказание услуг, подписывайтесь на канал
Как избежать споров по информационным услугам?
Во избежание споров по информационным услугам следует:
- оформлять письменный договор с исполнителем, в котором прописывать условия и требования к оказываемым информационным услугам. Также в договоре следует до его подписания проверять предмет договора, финансовые условия, порядок оплаты
- проверять исполнителя, требуя предоставления достоверной информации об исполнителе
- просить подтвердить образование и опыт работы исполнителя с предоставлением сертификатов и дипломов
- с учетом обстоятельств дела заказчик может отказаться от услуг по договору, оплатив исполнителю фактически понесенные расходы
- если заказчика не устраивает что-то в оказываемых услугах исполнителя, стоит направлять письменные претензии
Не всегда все вышеуказанные принятые меру могут помочь в избежании спора по информационным услугам, но они минимизируют возникновение споров.
Если у Вас есть вопросы, связанные с некачественными консалтинговыми услугами, тогда обращайтесь за консультацией к юристам и адвокатам Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург.
Отзыв о консультации с нашим адвокатом
Доверитель — Перминова Елена Рудольфовна:
© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"


