Настоящий материал носит исключительно информационный характер. Он не содержит признаков дискредитации Вооружённых Сил Российской Федерации, а также иных государственных структур. Автор придерживается норм действующего законодательства РФ и выражает своё мнение в рамках закона.
Ранение — это травма и столкновение с системой. Военнослужащий имеет право на защиту по закону, но на практике часто встречаются задержки, отказы в выплатах и занижение ущерба.Пренебрежение правами приводит к вторичной травматизации. Важно действовать спокойно, юридически обоснованно и без эмоций. Этот материал предлагает чёткий алгоритм защиты своих прав.
Содержание статьи:
- Какие нарушения прав военнослужащего допускаются после ранения?
- Ненадлежащее лечение после ранения на СВО
- Что делать, если не оформляют или занижают степень ранения?
- Что делать, если не дают отпуск после ранения?
- Споры по ВВК после ранения военнослужащего
- Сколько получают за ранение на СВО?
- Жалоба на отсутствие выплат после ранения
ВНИМАНИЕ: нужна защита в конфликте с командованием или министерством? Обратитесь к профессиональному военному адвокату — надёжная правовая поддержка для тех, кто служит Родине. Звоните в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург и задайте Ваш вопрос нашему адвокату уже сегодня.
Какие нарушения прав военнослужащего допускаются после ранения?
С первых дней ранения боец оказывается в уязвимом положении: физически, морально и юридически. И, увы, не всегда система работает так, как должна.
На практике часто фиксируются случаи нарушения прав раненых военнослужащих. Основные проблемы — затягивание эвакуации и медицинской помощи, что усугубляет травмы, вплоть до ампутаций. Это происходит из-за халатности командиров, несмотря на их обязанности по Уставу Вооружённых Сил РФ.
Законодательная база: Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», статья 24 предусматривает отсрочку от службы до одного года для лиц, временно не годных по состоянию здоровья (категория «Г»). Военнослужащий на этот период имеет право проходить лечение или реабилитацию. Привлекать его к службе или боевым операциям запрещено. Тем не менее, военнослужащие жалуются на изменение категории годности без объективных причин. Категорию «Г» иногда заменяют на «А» или «Б» даже при наличии серьёзных ранений, вынуждая человека возвращаться на службу, хотя он нуждается в лечении.
Часто допускаемые нарушения:
- Отказ в госпитализации после получения ранения. Командование порой игнорирует обращения, заставляя бойца продолжать несение службы.
- Неверное определение группы инвалидности. Врачи ВВК, по разным причинам, могут занижать степень ущерба здоровью, что ведёт к снижению выплат, ограничению льгот и препятствует получению полноценной компенсации. Это особенно актуально в случаях, когда травма явно военная, но не признаётся таковой.
- Задержка или отказ в выплатах. По закону, положены единовременные выплаты: около 2 млн рублей — по контракту, около 1 млн — для призывников. Однако на практике выплаты могут не поступать месяцами, особенно если военнослужащий не инициирует их через юриста.
- Отказ в предоставлении положенного отпуска на реабилитацию. Даже после ранения военнослужащему могут не дать законный отдых и восстановление, игнорируя медицинские показания.
- Психологическая поддержка практически отсутствует. Вопреки поручениям Минздрава и Совбеза, помощь при посттравматическом синдроме (ПТСР) или нарушениях адаптации — в лучшем случае формальна. В худшем — отсутствует вовсе.
- Физическое или вербальное давление, шантаж, угрозы со стороны командования. Подобное поведение — не редкость. Военнослужащие, не желающие мириться с нарушением своих прав, подвергаются давлению: «Ты подставляешь своих», «Выплаты хочешь — сиди тихо» и т.п. Это грубое нарушение Устава, а также может попадать под статьи УК РФ о злоупотреблении полномочиями.
Правовая защита: военнослужащий имеет полное право на:
- прохождение ВВК в независимом учреждении;
- юридическую помощь;
- подачу жалобы в прокуратуру или суд;
- обращение в Комитет солдатских матерей или к уполномоченному по правам человека.
Государственные гарантии:
- Единовременные выплаты: около 2 млн руб. (контрактники), около 1 млн руб. (призывники);
- Ежемесячная компенсация в случае инвалидности: I группа — около 14 тыс. руб., II — около 7 тыс., III — около 2,8 тыс. руб.;
- Дополнительные льготы: санаторно-курортное лечение, льготное жильё, обучение за счёт бюджета.
Однако всё это — лишь на бумаге, если военнослужащий не будет настаивать на соблюдении своих прав.Раненый боец не должен становиться жертвой безразличия или бюрократии. Нарушения — это преступления против тех, кто защищал страну. Если вы столкнулись с этим, нельзя молчать. Закон на вашей стороне, но он работает, только если его используют.
ВАЖНО: выплаты по ранению военнослужащим регламентируются федеральным законодательством и зависят от степени тяжести повреждений.Узнайте больше по ссылке
Ненадлежащее лечение после ранения на СВО
В условиях специальной военной операции (СВО) военнослужащие подвергаются риску получения ранений и травм, требующих квалифицированной медицинской помощи и последующей реабилитации. Однако практика показывает, что нередко встречаются случаи ненадлежащего лечения, что вызывает серьёзные юридические и этические вопросы.
Законодательная база
- Конституция Российской Федерации, статья 41 гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это основополагающий нормативный акт, который обязывает государство обеспечивать качественное медицинское обслуживание всех граждан, включая военнослужащих.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регулирует порядок прохождения службы, включая медицинское обеспечение военнослужащих.
- Приказ Минобороны РФ № 700 от 30.12.2015 «Об организации медицинского обеспечения военнослужащих» устанавливает стандарты оказания медицинской помощи в Вооружённых Силах РФ.
- Положение о военно-врачебной комиссии (ВВК) регулирует порядок определения категории годности военнослужащих, а также сроки и объёмы лечения и реабилитации.
Типичные нарушения, выявленные в ходе СВО
1. Выписка военнослужащих из госпиталей в недолеченном состоянии. Практика показывает, что некоторые военнослужащие после получения ранений выписываются из госпиталей до полного завершения курса лечения, что противоречит статье 41 Конституции РФ и медицинским стандартам. По закону военнослужащий должен пройти необходимый курс лечения и реабилитации, определённый военно-врачебной комиссией (ВВК), прежде чем возвращаться к службе или быть переведённым в другое подразделение.
2. Преждевременная отправка в подразделения. Согласно Федеральному закону № 53-ФЗ, военнослужащий, признанный временно негодным к службе (категория «Г»), освобождается от участия в боевых действиях на срок лечения. Принудительное возвращение в подразделение без завершения лечения нарушает закон и может усугубить здоровье военнослужащего.
3. Многократная передислокация для лечения. Отчёты СМИ и обращения военнослужащих указывают на случаи, когда раненых передают из одного госпиталя в другой, что приводит к дублированию медицинских процедур, дополнительным стрессам и задержкам в реабилитации. Это снижает качество медицинского обслуживания и замедляет восстановление здоровья.
4. Неправильная оценка состояния здоровья и отказ в проведении необходимых процедур. Военнослужащие жалуются на неверную оценку тяжести ранения, отказ в удалении осколков или других медицинских процедурах, которые могли бы улучшить состояние. Это нарушает нормы приказа Минобороны № 700 и приводит к ухудшению здоровья и снижению категории годности.
Ответственность и права военнослужащих
Военнослужащие имеют право:
- на полноценное лечение и реабилитацию, определяемую ВВК;
- на отказ от преждевременной выписки и переводов без медицинских показаний;
- на подачу жалоб и обращений в военную прокуратуру, суд и уполномоченным по правам человека;
- на получение юридической помощи для защиты своих прав.
Согласно статье 286 УК РФ, должностные лица, допустившие нарушение порядка оказания медицинской помощи, могут быть привлечены к уголовной ответственности за превышение полномочий и халатность.
Несоблюдение медицинских стандартов в отношении раненых военнослужащих не только противоречит Конституции и федеральным законам, но и наносит серьёзный урон здоровью и боеспособности. Эффективная правовая защита и контроль со стороны командования и государственных органов обязательны для предотвращения нарушений.Военнослужащим и их родственникам рекомендуется активно использовать доступные правовые механизмы для защиты своих прав, а также обращаться за квалифицированной юридической помощью.
ФАКТ: юридическая помощь военнослужащим — залог защиты прав после ранения. Больше информации — по ссылке.
Что делать, если не оформляют или занижают степень ранения?
Военнослужащий сталкивается с системной проблемой: госпиталь может занижать оценку тяжести ранения, что чревато уменьшением выплат, льгот и даже ухудшением состояния здоровья из-за недооценки реальных потребностей.
Первые шаги — проверка документов и диагностики
- Тщательно изучите выписку и медицинские заключения. Убедитесь, что все диагнозы и жалобы отражены полно и корректно. Если что-то упущено или искажено — потребуйте официально, в письменной форме, внести исправления и уточнения. Это ваш юридический инструмент.
- Обратитесь за независимым медицинским заключением. Гражданские врачи, не связанные с военной системой, могут дать объективную оценку состояния здоровья. Это становится весомым аргументом в спорах с военной комиссией.
Жалобы и официальные обращения
- Подайте жалобу в надзорные органы. Куда конкретно? В органы прокуратуры, Росздравнадзор и Министерство здравоохранения РФ. Эти ведомства обязаны отреагировать на нарушения в медицинском обслуживании и провести проверки.
- Пересмотрите решение военно-врачебной комиссии (ВВК). Можно направить запрос на пересмотр заключения в вышестоящую ВВК. Если результат не устраивает, подается административное исковое заявление в гарнизонный суд.
Работа с медицинскими справками
Проверяйте военно-медицинскую справку на предмет полноты и точности. Если обнаружены пропуски или неточности — собирайте подтверждающие медицинские документы, включая независимые экспертизы. Обращайтесь с ними в военные органы здравоохранения или специальные комиссии по медицинскому освидетельствованию.
Если справку о степени тяжести травмы не выдают сразу:
- Лично посетите медорганизацию или свяжитесь с ней по телефону, уточняя причину задержки.
- Если ответа нет или он неудовлетворительный, повторите письменный запрос. В нём чётко укажите, что в случае отказа или бездействия будете вынуждены обратиться в Росздравнадзор и прокуратуру.
- Письменный запрос в медучреждение — это законное требование. После получения такого запроса медицинское учреждение обязано выдать справку о тяжести травмы.
Не допускайте пассивного принятия занижения или сокрытия истинной картины состояния здоровья. Это может привести к значительным финансовым потерям и угрозам для жизни. Законодательство предоставляет вам ряд инструментов, таких как документация, подача жалоб, судебные и административные процедуры, которые позволяют эффективно защищать свои права.
Следует проявлять настойчивость и не поддаваться страху перед бюрократическими процедурами, которые, хотя и могут казаться препятствием, являются неотъемлемой частью процесса. Только посредством последовательного и настойчивого применения этих инструментов можно добиться установления истины, а также получения законных компенсаций и поддержки.
СОВЕТ: правильно оформленная жалоба на врача — мощное оружие в борьбе за здоровье.
Что делать, если не дают отпуск после ранения?
В условиях современной военной службы обеспечение прав и законных интересов военнослужащих, получивших ранения, является приоритетной задачей государства. Важно подчеркнуть, что предоставление отпуска после ранения не является проявлением доброй воли командира, а строго регламентируется законодательством. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, уставы и приказы Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) создают правовую основу для реализации права военнослужащего на отдых и восстановление здоровья после ранения.
Законодательная база: ключевые нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (статья 37) гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на отдых. Эти положения имеют прямое отношение к военнослужащим, получившим ранения, поскольку они также являются гражданами Российской Федерации.
- Федеральный закон № 306-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет правовой статус военнослужащих, включая их права на медицинское обеспечение и реабилитацию. В частности, статья 16 данного закона предусматривает, что военнослужащие, получившие ранения, имеют право на предоставление отпуска для восстановления здоровья.
- Приказы Министерства обороны Российской Федерации, регулирующие порядок организации медицинского обеспечения, реабилитации и предоставления отпусков военнослужащим, играют ключевую роль в реализации данных прав. Эти нормативные акты конкретизируют положения федеральных законов и устанавливают четкие процедуры для реализации прав военнослужащих.
- Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации также содержит нормы, регулирующие права и обязанности военнослужащих и командиров. В частности, устав определяет порядок предоставления отпусков военнослужащим, включая тех, кто получил ранения.
- Военно-врачебная комиссия (ВВК) играет важную роль в принятии решений о предоставлении отпуска военнослужащим после ранения. Решения ВВК являются обязательными для исполнения командованием и служат основанием для предоставления отпуска.
Правовая природа отказа в предоставлении отпуска после ранения
Отказ в предоставлении отпуска военнослужащему после ранения является прямым нарушением законодательства. Это нарушение может быть квалифицировано как:
- Нарушение права на медицинское обеспечение и восстановление, гарантированного статьей 37 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом № 306-ФЗ.
- Нарушение устава и федеральных норм, регулирующих порядок предоставления отпусков военнослужащим.
- Игнорирование решения ВВК, которое является обязательным для исполнения командованием.
Такие действия со стороны командиров могут повлечь за собой юридическую ответственность, включая дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в случае серьезных нарушений.
Алгоритм действий военнослужащего при отказе в предоставлении отпуска
В случае отказа в предоставлении отпуска военнослужащий имеет право на защиту своих законных интересов. Для этого необходимо предпринять следующие шаги:
- Подача письменного запроса к командиру с требованием предоставить официальные разъяснения относительно статуса отпуска. Запрос должен быть оформлен в соответствии с требованиями устава и нормативных актов.
- Обращение к главному врачу и командиру с рапортом, в котором необходимо изложить медицинские показания, подтверждающие необходимость предоставления отпуска. Медицинская документация должна быть приложена к рапорту.
- Подача жалобы в военную прокуратуру. Военная прокуратура является органом, осуществляющим надзор за соблюдением законов в Вооруженных Силах Российской Федерации. Жалоба должна содержать все необходимые сведения и доказательства нарушения прав военнослужащего.
- Обращение к вышестоящему командованию с целью контроля за исполнением приказов и соблюдением законодательства. Вышестоящее командование обязано принять меры по устранению выявленных нарушений.
- Подача искового заявления в суд в случае, если другие меры не привели к восстановлению нарушенных прав. Судебная защита является последним средством правовой защиты интересов военнослужащего.
Ответственность за нарушение прав военнослужащих. Нарушение прав военнослужащих, включая отказ в предоставлении отпуска после ранения, может повлечь за собой следующие виды ответственности:
- Дисциплинарная ответственность для командиров, допустивших нарушение.
- Административная ответственность в случае установления факта нарушения законодательства.
- Уголовная ответственность в случае серьезных нарушений, которые могут быть квалифицированы как преступления против личности и здоровья.
Кроме того, военнослужащий имеет право на компенсацию морального и материального вреда, причиненного в результате незаконного отказа в предоставлении отпуска.Предоставление отпуска военнослужащему после ранения является не просто правом, а обязанностью государства, закрепленной в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. Военнослужащие, получившие ранения, имеют право на полное восстановление здоровья и отдых, что является неотъемлемой частью их правового статуса.
В случае нарушения данного права военнослужащий имеет право на защиту своих интересов с использованием всех предусмотренных законом средств. Командование и другие должностные лица, допустившие нарушение, несут ответственность за свои действия.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ: некачественное оказание медицинских услуг — нарушение прав пациента и основания для компенсации.
Споры по ВВК после ранения военнослужащего
В условиях, когда болевой синдром вследствие ранения уступает место бюрократическим сложностям, военнослужащий приобретает законное право на защиту своих интересов. В случае наличия сомнений или несоответствия выводов военно-врачебной комиссии (ВВК) ожиданиям, законодательство Российской Федерации предоставляет механизм их обжалования. Данный процесс регулируется рядом нормативных актов, которые необходимо учитывать при отстаивании своих прав.
Правовая база для обжалования решений ВВК. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантирует право каждого военнослужащего на проведение военно-врачебной экспертизы после получения ранения. Законодательство также предусматривает возможность обжалования выводов комиссии.
Положение о военно-врачебной экспертизе, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565, детально регламентирует порядок проведения экспертной оценки, структуру комиссии и обязанности её членов. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации создаёт правовую основу для подачи исковых заявлений и защиты прав военнослужащих в судебном порядке.
Основания для возникновения споров с ВВК. Наиболее часто споры с военно-врачебной комиссией возникают в следующих случаях:
Военнослужащий признаётся годным к военной службе, несмотря на значительные последствия ранения. Не устанавливается причинно-следственная связь между полученной травмой и выполнением служебных обязанностей.
Военнослужащему отказывают в направлении на лечение, реабилитацию или досрочное увольнение с военной службы.
Военнослужащего не направляют на военно-врачебную экспертизу, при наличии медицинских показаний.
Порядок действий при оспаривании заключения ВВК. Обращение в вышестоящую военно-врачебную комиссию — военнослужащий имеет право обжаловать заключение ВВК в вышестоящей комиссии. Данный порядок не исключает последующего обращения в суд. Срок подачи жалобы составляет три месяца с момента получения заключения или ознакомления с ним. В заявлении необходимо указать конкретные нарушения и приложить копии медицинских документов, подтверждающих расхождение в диагнозах или оценках.
Судебный порядок обжалования — иск может быть подан в гарнизонный военный суд, расположенный по месту жительства истца или по месту нахождения воинской части. В исковом заявлении необходимо подробно изложить причины несогласия с решением ВВК, указать нарушенные нормы законодательства и приложить соответствующие доказательства. Суд вправе назначить проведение повторной или независимой военно-врачебной экспертизы.
Особенности действий при отказе в направлении на ВВК — в случае отказа в направлении на военно-врачебную экспертизу после получения ранения, военнослужащему следует предпринять следующие шаги:
- Подать рапорт на имя командира воинской части с требованием направить его на прохождение ВВК.
- Обратиться к лечащему врачу или начальнику госпиталя с запросом о выдаче медицинского заключения, подтверждающего необходимость проведения экспертизы.
- При получении отказа — подать жалобы в вышестоящие органы Министерства обороны и военную прокуратуру. При необходимости — подать исковое заявление в военный суд.
Сроки действия и оспаривания заключения ВВК
Заключение военно-врачебной комиссии действует в течение одного года. Обжалование заключения возможно в течение трёх месяцев с момента его выдачи или ознакомления с ним.
Резюме: алгоритм действий при оспаривании заключения ВВК
- При получении спорного заключения ВВК — обратиться в вышестоящую комиссию.
- При отсутствии ответа или получении формального отказа — подать административный иск в суд.
- В случае отказа в направлении на ВВК — зафиксировать факт отказа, подать рапорты и жалобы, а также обратиться в военную прокуратуру.
- Суд вправе назначить проведение независимой экспертизы, результаты которой могут послужить основанием для вынесения нового заключения.
Значимость правовой защиты. Оспаривание заключения военно-врачебной комиссии имеет важное значение, поскольку ошибочное или предвзятое заключение может привести к следующим негативным последствиям:
Лишение военнослужащего положенных льгот, компенсаций и возможности получения необходимого лечения. Преждевременное возвращение к военной службе, что представляет угрозу для его здоровья или жизни. Нарушение прав военнослужащего и создание условий для юридической и медицинской несправедливости.
При необходимости оказания помощи в составлении рапорта, жалобы или искового заявления, а также в случае возникновения вопросов, требующих правовой консультации, рекомендуется обратиться за квалифицированной юридической поддержкой. Закон всегда стоит на стороне тех, кто умеет его правильно применять.
НА ЗАМЕТКУ: помните, что жалоба военнослужащего — это не признак слабости, а способ защиты в иерархической системе. Подробности можно найти по ссылке.
Сколько получают за ранение на СВО?
Военнослужащие, получившие ранения или увечья в ходе специальной военной операции (СВО), обладают комплексом прав на получение различных видов выплат и компенсаций, установленных как федеральным законодательством, так и региональными нормативными актами. Данная правовая конструкция направлена на обеспечение социальной защиты и поддержку лиц, пострадавших при исполнении воинского долга.
Федеральные выплаты за инвалидность
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 968, военнослужащие, получившие инвалидность вследствие ранения, имеют право на единовременную выплату в размере до 4 миллионов рублей. Кроме того, предусмотрены ежемесячные денежные компенсации, размер которых дифференцируется в зависимости от установленной группы инвалидности.
- Для I группы инвалидности размер компенсации составляет 22 908,62 рубля,
- для II группы — 11 454,30 рубля,
- для III группы — 4 581,72 рубля.
Дополнительно военнослужащим выплачивается разовая компенсация в размере 7 605,52 рубля, установленная в рамках социальной защиты.
Президентские выплаты.В случае получения ранения военнослужащий имеет право на президентскую компенсацию в размере до 3 миллионов рублей. Важно отметить, что при повторном получении увечья президентская выплата может быть назначена повторно, даже если военнослужащий уже был уволен с военной службы по состоянию здоровья.
Региональные меры поддержки. Многие субъекты Российской Федерации внедряют дополнительные меры поддержки для раненых участников СВО, которые могут включать в себя единовременные выплаты. Порядок назначения и размеры таких выплат определяются региональными властями, а перечень необходимых документов устанавливается постановлениями или распоряжениями местных администраций.
Примером может служить Москва, где предусмотрены единовременные выплаты в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, в зависимости от степени тяжести увечья. В Санкт-Петербурге при установлении инвалидности I группы выплачивается 1 миллион рублей, II и III группы — 750 тысяч рублей, а при ранении без инвалидности — 500 тысяч рублей. В Ленинградской области выплаты осуществляются в аналогичном объёме, а заявление может быть подано через многофункциональные центры (МФЦ) или органы социальной защиты. Решение о выплате обычно принимается в течение 5 рабочих дней с момента подачи полного пакета документов.
Страховые выплаты: правовое регулирование. Страхование жизни и здоровья военнослужащих осуществляется в рамках государственного страхования, функции которого на сегодняшний день выполняет АО «СОГАЗ». Размеры выплат установлены нормативно-правовыми актами и дифференцируются в зависимости от тяжести увечья и группы инвалидности.
При инвалидности : I группы выплачивается 2 454 462 рубля, II группы — 1 636 338 рублей, III группы — 818 164 рубля.
За тяжёлое увечье предусмотрена выплата в размере 327 265 рублей, за лёгкое увечье — 81 816 рублей, а при увольнении с признанием негодным к службе — также 81 816 рублей.
Для получения страховой выплаты военнослужащий или его представитель должен обратиться в военкомат или воинскую часть с заявлением, паспортом, справкой военно-врачебной комиссии (ВВК), справкой о страховом случае и реквизитами банковского счёта. Важно отметить, что если лечение проходило вне военного госпиталя, необходимо предоставить подтверждающие документы из государственной или муниципальной медицинской организации через командира части.
Порядок оформления страховой выплаты включает в себя получение справки ВВК о тяжести увечья, заполнение заявления в военкомате или воинской части, приобщение справки об обстоятельствах травмы командованием части, формирование пакета документов и передачу его в страховую организацию. Выплата осуществляется в срок до 30 календарных дней. Актуальные формы заявлений и пошаговые инструкции доступны на официальном сайте АО «СОГАЗ» и портале Госуслуги. Также за выплатами можно обратиться в Социальный фонд России через МФЦ или клиентскую службу фонда.
Увольнение с военной службы из-за травмы: выплаты. Если участник СВО признан негодным к службе по причине увечья, он имеет право на единовременную выплату в размере 3,2 миллиона рублей, с ежегодной индексацией. Для оформления выплаты необходимо предоставить заявление, копию паспорта и справку ВВК с категорией годности «Д» (не годен к военной службе) с пометкой «военная травма». Документы подаются через военкомат по месту жительства, который также организует передачу необходимых сведений в уполномоченные инстанции.
Таким образом, военнослужащие, получившие ранения или увечья в ходе участия в специальной военной операции, обладают широким спектром прав на получение различных видов выплат и компенсаций.
Реализация данных прав осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и региональными нормативными актами, что обеспечивает комплексный подход к социальной защите пострадавших военнослужащих.
Жалоба на отсутствие выплат после ранения
В условиях современной геополитической обстановки, характеризующейся высокой степенью напряженности и участием вооруженных сил Российской Федерации в специальной военной операции, вопрос обеспечения прав и социальных гарантий военнослужащих приобретает особую актуальность. В частности, актуальной является проблема своевременного и полного обеспечения выплат военнослужащим, получившим ранения в ходе выполнения своих служебных обязанностей.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 марта 2020 года № 232 «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей», военнослужащие, получившие ранения (контузии, травмы) в ходе специальной военной операции, имеют право на получение единовременных выплат в зависимости от степени тяжести полученных увечий.
В соответствии с данным Указом, размер единовременной выплаты составляет:
- 3 миллиона рублей — при получении тяжелых увечий, таких как ампутации конечностей, проникающие ранения головы, позвоночника и других жизненно важных органов;
- 1 миллион рублей — при получении легких травм;
- 100 тысяч рублей — за травмы, не включенные в перечень тяжелых и легких увечий;
- Дополнительно 1 миллион рублей — в случае установления инвалидности вследствие полученного ранения.
Причины задержки выплат:
- Ошибки в оформлении документов, таких как рапорт, справка о ранении, заключение военно-врачебной комиссии и другие.
- Некорректное взаимодействие между командованием воинской части и финансовыми органами Министерства обороны Российской Федерации.
- Технические сбои в работе Единой расчетной системы Министерства обороны Российской Федерации.
- Саботаж или халатность со стороны должностных лиц.
Алгоритм действий военнослужащего при задержке выплат
Для обеспечения своевременного получения выплат военнослужащему рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:
- Проверка полноты и правильности оформления документов. Необходимо убедиться, что все необходимые документы, такие как справка о ранении, заключение военно-врачебной комиссии, удостоверение личности и банковские реквизиты, приложены к рапорту.
- Обращение к командиру воинской части. Командир обязан в течение 30 календарных дней направить документы в финансовые органы для осуществления выплаты. В случае отказа или уклонения от выполнения данной обязанности, военнослужащий имеет право обратиться с жалобой в военную прокуратуру.
- Мониторинг статуса выплат через личный кабинет военнослужащего на портале Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) или на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. Статус выплаты должен быть доступен через 30 дней после подачи рапорта.
- Обращение в Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации. В случае возникновения вопросов или задержек, военнослужащий может обратиться на горячую линию ЕРЦ по телефону 8 (800) 737-77-37 или направить электронное письмо на адрес erc@mil.ru.
- Обращение в военную прокуратуру. В случае если вышеуказанные меры не привели к положительному результату, военнослужащий имеет право подать жалобу в военную прокуратуру для проведения проверки и принятия соответствующих мер.
- Обращение в суд. В случае установления факта нарушения прав военнослужащего, он имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании причитающихся выплат.
Роль адвоката в защите прав военнослужащих. В условиях сложной правовой системы и возможности злоупотребления должностными полномочиями, военнослужащим рекомендуется обратиться за юридической помощью к квалифицированному адвокату. Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» предоставляет широкий спектр юридических услуг, включая:
- Составление и подачу жалобы в военную прокуратуру.
- Составление искового заявления в суд.
- Проведение правовой экспертизы документов.
- Представление интересов военнослужащего в государственных органах.
Проблема задержки выплат военнослужащим, получившим ранения в ходе специальной военной операции, требует комплексного подхода и тщательного анализа всех возможных причин и факторов. Настоящий анализ позволяет выявить основные проблемы и предложить эффективные пути их решения. В условиях повышенной правовой защищенности военнослужащих, обращение за квалифицированной юридической помощью становится неотъемлемой частью процесса получения причитающихся выплат.
Отзыв по защите прав призывника
Доверитель — Соколова Елена Викторовна
© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"


