Достаточно часто для покупки тех или иных товаров мы пользуемся маркетплейсами: Yandeks Market, Ozon, Waldberries и другими. Однако, не всегда приобретенный товар оказывается качественным. Как быть и что делать, если возникает спор при покупке на маркетплейсе, будем разбираться.
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите прав потребителя поможет Вам. Звоните в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург и задайте Ваш вопрос нашему адвокату уже сегодня

Когда возникает спор при покупке на маркетплейс?
Спор при покупке на маркетплейсе может возникнуть в следующих ситуациях:
- при передаче товара, который не соответствует указанному описанию, цвету, размеру
- в случае доставки товара не вовремя
- если товар испорчен либо не соответствует стандартам качества
- когда маркетплейс отказывается забирать товар и возвращать деньги
- при изменении условий в процессе сделки
- если не предоставляется полная и достоверная информация о товаре
- иные спорные ситуации
Спор может возникнуть по разным причинам, поэтому приведенные ситуации не являются полным перечнем возможных споров с Озон, Валдбериз, Яндекс Маркет и другими маркетплейсами.
Претензия к маркетплейсу
Претензия, касающаяся товара, должна предъявляться к продавцу товара на маркетплейсе. Только если торговая площадка не донесла информацию о продавце, претензия может быть предъявлена непосредственно к маркетплейсу. Имеется судебная практика, по которой суды отказывают в исках к торговым площадкам, которые являются агрегаторами, но не продавцами. Однако, если информация о продавце отсутствует, тогда продавцом будет выступать маркетплейс.
Претензия подлежит оформлению в свободной форме, поскольку законодательством нашей страны не установлены какие-либо специальные формы претензий.
При оформлении претензии к маркетплейсу укажите в ней следующее:
- кому адресуется претензия, то есть название маркетплейса или продавца, иные известные данные о маркетплейсе или продавце
- кем подается претензия, то есть ФИО, телефон, электронка, адрес. При этом рекомендуем указывать ту информацию, которая отражена в личном кабинете
- название документа – претензия
- в тексте претензии следует изложить обстоятельства дела, то есть когда и что было приобретено на маркетплейсе, например, на Валдбериз, в чем заключаются недостатки приобретенного товара и, соответственно, претензии заявителя продавцу или маркетплейсу. Также следует привести правовое обоснование своих доводов
- в просительной части претензии заявитель указывает свою просьбу, например, о возврате денежных средств
- если к претензии будут прикладываться какие-то документы, например, фото, скриншоты, тогда они перечисляются в приложении
- претензия подписывается заявителем, если она оформляется письменно, а не в виде сообщения в личном кабинете
Претензия направляется продавцу или маркетплейсу тем способом, который указал продавец или маркетплейс.
СМОТРИТЕ: на нашем сайте образец претензии к интернет-магазину, а также видео с правилами составления претензии

Жалоба к маркетплейсу
К продавцу маркетплейса, а в отдельных случаях к маркетплейсу, можно оформить жалобу, обратившись в техподдержку, в цифровой арбитраж Валдбериз, в ФАС, в Роспотребнадзор.
При обращении с жалобой следует проверить, есть ли требования к оформлению жалобы у адресата такой жалобы, например, у ФАС. Если есть требования к оформлению жалобы, тогда их следует соблюсти при подготовке жалобы, если таких требований нет, тогда жалоба оформляется в свободной форме с указанием:
- наименование адресата жалоба
- сведения о заявителе, то есть ФИО, телефон, иную информацию при необходимости
- название документа – жалоба
- в тексте жалобы указываются обстоятельства, послужившие причиной обращения с жалобой, доводы заявителя, правовая аргументация доводов заявителя
- в просительной части жалобы указывается просьба заявителя
- в приложении перечисляются прикладываемые к жалобе документы
- в конце жалоба подписывается заявителем
ПОЛЕЗНО: читайте на нашем сайте, как составить жалобу по защите прав потребителя, а также смотрите видео по теме

Как выиграть споры с маркетплейсами в суде?
Для победы в споре с маркетплейсами, с продавцами в суде необходимо:
- соблюсти срок предъявления претензий, в том числе, срок для возврата товара
- фиксировать всю переписку с маркетплейсами (продавцами), обращения в маркетплейсы (к продавцам)
- при подготовке документов в суд заверить у нотариуса переписку с маркетплейсом или продавцом
- фиксировать недостатки полученного товара, в том числе, в момент распаковки товара, для этого можно использовать фотофиксацию, видеофиксацию
- грамотно оформить претензию в адрес маркетплейса или продавца. Претензия по сути является будущим иском в суд
- в иске указать всю необходимую информацию, перечислив последовательность всех событий в споре с маркетплейсом или продавцом. Важно привести правовое обоснование своих доводов, а также не лишним будет сослаться на положительную судебную практику по аналогичным ситуациям
- в суде вести себя активно, отстаивая свои доводы по иску
- с учетом обстоятельств дела заявить о проведении судебной экспертизы. Проведение судебной экспертизы является крайней мерой, особенно, если маркетплейс или продавец возражает по обстоятельствам дела
ИНТЕРЕСНО: читайте также на нашем сайте про порядок защиты прав потребителей, подписывайтесь на канал
Юрист по маркетплейсам по защите покупателей
В Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург работают юристы, которые специализируются на спорах с Озон, Валдбериз, Яндекс Маркет и другими маркетплейсами.
К нашим юристам можно обратиться за полным сопровождением спора с маркетплейсом (продавцом) или за разовыми услугами, такими как:
- подготовка и направление претензии
- подготовка и направление ответа на возражения со стороны маркетплейса или продавца
- подготовка иска в суд
- представление интересов доверителя в суде
- подготовка жалобы на решение суда
- ведение переговоров с представителями маркетплейса или продавца
- оказание иных необходимых юридических услуг
Отзыв о работе с нашим адвокатом по ЗПП
Доверитель — Курбатова Лариса Юрьевна:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"