Роскомнадзор в рамках своих полномочий может направлять запросы в организации, ИП. Игнорировать требования контролирующего органа точно не стоит, чтобы не платить штраф за административное правонарушение. Как подготовить ответ Роскомнадзору и что необходимо знать о полномочиях указанного органа, об этом и другом читайте далее.
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: наш юрист поможет Вам. Звоните в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург и задайте Ваш вопрос нашему адвокату уже сегодня.
Что входит в полномочия Роскомнадзора?
В полномочия Роскомнадзора входит:
- Осуществление контроля (надзора) за тем, как обрабатываются персональные данные
- При необходимости обращение в суд с исками о защите прав субъектов персональных данных или неопределенного круга лиц
- При установлении виновных лиц, которые нарушили закон о персональных данных, привлечение их к административной ответственности
- Рассмотрение обращений, жалоб, которые касаются нарушений, связанных с обработкой персональных данных
- Осуществление полномочий по ведению реестра операторов, которые обрабатывают персональные данные
- Ограничение доступа к информации, которая обрабатывается с нарушением законодательства о персональных данных
Типовые нарушения, выявленные Роскомнадзором
Типовыми нарушениями, которые выявляет Роскомнадор, являются следующие:
- Не предоставление в Роскомнадзор информации о том, что оператор прекратил обрабатывать персональные данные, или сведений об изменении информации
- Обработка оператором персональных данных, обработка которых не предусмотрена законодательством. Например, сбор информации о близких родственниках сотрудника в объеме, не предусмотренном законом
- Непринятие оператором всех необходимых мер по исполнению обязанностей, предусмотренных законом о персональных данных. Например, не ознакомление сотрудников с законодательством о персональных данных
- Нарушения оператором требований при ведении журналов, в которых содержатся персональные данные
- Непредставление и представление с нарушением срока в госорганы информации, представление которой предусмотрено законом и необходимо, чтобы данный орган осуществлял свою деятельность
ПОЛЕЗНО: читайте, как составить жалобу в Роскомнадзор по ссылке
Как составить ответ Роскомнадзору?
Какой-либо специальной формы ответа Роскомнадзору не установлено. Соответственно, ответ в указанный орган готовится в свободной форме. Однако, следует подготовить такой ответ со ссылкой на номер и дату запроса Роскомнадзора, чтобы можно было установить, что именно на конкретный запрос был дан ответ.
Можете составить ответ по следующей форме:
- Укажите название Роскомнадзора, на запрос которого даете ответ
- Сведения о том, кто дает ответ
- Информацию о дате и номере запроса Роскомнадзора
- Далее в тексте ответа изложите свой ответ, с указанием всей информации по запросу Роскомнадзора. Если какая-то информация у Вас отсутствует или Вы не должны предоставлять или направлять что-то в Роскомнадзор, так и укажите с обоснованием своих доводов
- При необходимости приложите копии подтверждающих документов, перечислив их в приложении ответа
- Не забудьте подписать ответ
ПОЛЕЗНО: читайте, в каких случаях требуется уведомление в Роскомнадзор по ссылке
Срок ответа на запрос Роскомнадзора
Если Роскомнадзор запрашивает у оператора информацию, то на такой запрос необходимо предоставить ответ в установленный законом срок. В настоящее время срок для ответа оператором составляет 10 рабочих дней с даты, когда был получен запрос.
В случае, если оператор не успевает в установленный срок предоставить ответ, то необходимо направить в Роскомнадзор уведомление с просьбой продлить срок для предоставления информации по запросу. Но необходимо не просто указать просьбу о продлении, а отразить причины, по которым оператор просит продлить срок, то есть просьба должна быть мотивированной.
В ответ на мотивированное уведомление о продлении срока для ответа Роскомнадзор может продлить такой срок на 5 рабочих дней максимум.
Таким образом, в совокупности срок для ответа на запрос Роскомнадзора может составлять 15 рабочих дней.
Ответственность за непредоставление ответа или выявление нарушения
Если на запрос Роскомнадзора не предоставить информацию, не направить ответ, то за это оператору может грозить административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Указанная статья посвящена административной ответственности за непредставление сведений или информации.
Санкция ст. 19.7 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа зависит от субъекта, который привлекается к ответственности. Для гражданина штраф может быть назначен в размере от 100 руб. до 300 руб. Для должностных лиц штраф может составить от 300 руб. до 500 руб. А для юрлиц штраф составляет в диапазоне от 3 000 руб. до 5 000 руб.
В случае выявления Роскомнадзором нарушений законодательства в области персональных данных, оператору может грозить административная ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ. Указанная статья предусматривает несколько составов в данной области. Наказание по всем составам назначается в виде штрафа. Размеры штрафов самые разные, самый большой может быть равен 18 млн. руб.
ПОЛЕЗНО: читайте по ссылке и смотрите, как снизить штраф по административному делу
Обжалование решения Роскомнадзора
Решение Роскомнадзора могут быть обжаловано в порядке подчиненности и в судебном порядке.
В порядке подчиненности или в административном порядке жалоба на решение подается в вышестоящий орган Роскомнадзора, а именно, в министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок.
В судебном порядке жалоба на решение подается по правилам АПК РФ или КАС РФ.
Если обжалуется решение Роскомнадзора о привлечении к административной ответственности, то обжалование в суд происходит по правилам АПК РФ, КоАП РФ, с учетом того, в какой суд обжалуется решение.
Лицо может сначала воспользоваться административным порядком обжалования решения, а затем обжаловать решение в суде. Но иногда есть смысл сразу обратиться в суд за защитой своих прав, чтобы не пропустить сроки на обжалование.
При решении вопроса об обжалования решения Роскомнадзора необходимо понимать, на какое решение подается жалоба, что более выгоднее для доверителя, а именно, обжаловать в вышестоящий орган или в суд, какова практика обжалования решений Роскомнадзора по данным вопросам. С учетом всех обстоятельств дела, доверитель может решить, как поступить в конкретном случаи при обжаловании решения указанного органа.
Если Вам или Вашей организации необходима юридическая помощь при решении вопросов с Роскомнадзором, обращайтесь в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург. У наших адвокатов и юристов большой опыт работы с указанными органами, мы уточним все вопросы и предложим варианты решения Вашей проблемы.
Отзыв о работе бизнеса с нашим адвокатом
© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"